Плавучий рым

Как выбрать речной круиз?

Меня всё чаще стали спрашивать о том, как выбрать речной круиз и на каком теплоходе. Я решил составить небольшую памятку для начинающего речного туриста, в которой отвечу на эти и другие немаловажные вопросы. Данный текст написан на основе моего личного опыта и моих личных предпочтений.

Матрос на баке теплохода «Сергей Кучкин» 27 июня 2010 года, Москва СРВ


Время круиза.
Круизная навигация в Средне-Европейском регионе продолжается с конца апреля и до октября-ноября. Сказать, какое лучше выбрать время для речного круиза нельзя, т.к. каждый период навигации интересен по-своему. В начале навигации речные туристы смогут понаблюдать плавную смену степени распущенности зелени прибрежной растительности. Выйдя из украшенной набухшими почками и начавшей распускаться зеленой листвы Москвы и продолжая свой путь на север, например до Санкт-Петербурга, туристы попадут в края просыпающейся от зимы природы. А кое-где их будет поджидать снег и лед. Отправившись из Москвы на юг, например в Астрахань или Ростов-на-Дону, речные туристы попадут в уже практически лето. Тут стоит отметить, что круиз «Московская кругосветка» или любые другие круизы, которые начинаются от Южного речного вокзала Москвы, осуществимы только в первую половину навигации. Это связано с тем, что уровень воды в Оке под конец лета снижается и теплоходы уже не могут по ней идти.
Середина навигации — лето, жара, загораем, купаемся.
В конце навигации уже особо не покупаешься и не позагораешь. Но тут нельзя забывать про чарующие краски осени.
Цены на речные круизы в начале и в конце навигации немного ниже, чем в её середине.
В общем, любой период навигации хорош по-своему. Время круиза выбирать только вам исходя из вашего свободного времени.


Продолжительность круиза.
Сколько дней вы проведете на теплоходе? Всё зависит от маршрута круиза. Например, продолжительность круиза Москва — Астрахань — Москва 19 дней, а круиз Москва — Санкт-Петербург — Москва займет 12-14 дней. Есть и более короткие круизы. Москва — Плёс — Москва всего 6 дней. Если вы испытываете опасения, что столько дней вы не сможете продержаться на теплоходе, то попробуйте сходить в круиз выходного дня (КВД) до Углича или Твери. Такой мини-круиз займет всего 3 дня (с вечера пятницы по вечер воскресенья).


Маршрут круиза.
Маршрутов речных круизов много. Каждый по-своему интересен. Тут стоит опасаться только одного — встречи команды теплохода в середине круиза со своими родственниками после долгой разлуки. Ничего, кроме геморроя туристам это не принесет. Узнайте из какого города команда теплохода, сравните с маршрутом вашего круиза и с предыдущими рейсами теплохода.


Какой теплоход выбрать?
Теплоходов масса, разные проекты, но не все теплоходы могут везде идти. Т.е. выбор теплохода напрямую связан с выбором маршрута круиза. Например, на Соловецкие острова можно попасть только на теплоходах 646 проекта (теплоходы «Господин Великий Новгород», «Белинский» и «Мамин-Сибиряк»). Почти до Соловков еще можно добраться на теплоходах 588 проекта («Рылеев», «Г.В.Плеханов», «Анатолий Папанов» и «Юрий Никулин») но дойдете вы на них только до Беломорска, далее придется добираться на другом местном теплоходе. Теплоходы 305 проекта могут ходить в круизы от Южного речного вокзала Москвы, но никогда не попадут в Санкт-Петербург.
Попытаюсь дать краткую характеристику проектов речных пассажирских теплоходов.
Дизель-электроходы 785 проекта — на них я не ходил, но в качестве эксперимента, думаю стоит сходить на этом раритете в круиз на 2-3 дня.
Теплоходы 305 проекта — маленькие, уютные. Все туристы в основном толкутся на средней палубе. Отлично подходят для непродолжительных круизов. Считаю, что нецелесообразно рассматривать теплоходы этого проекта для длительных круизов, если только маршрут не будет «необычным» — стоянки в городах, куда не заходят теплоходы более крупных проектов.
Теплоходы 301, 302 и 92-016 проектов — «большие дома на воде», «новые, современные теплоходы». Туристы равномерно разбредаются по палубам теплохода. Множество ресторанов, баров и прочих помещений. Обилие пластика. Сюда можно отнести еще Австрийские «Кушки» (проекты Q-040 и Q-056). Интерьеры у них ровнее и приятнее, чем у «чемоданов» и «крокодилов».
Теплоходы 588 и 26-37 проектов — занимают промежуточное положение между последними двумя категориями. Не такие маленькие, как 305, не такие «новые» и не такие большие, но обладающие практически тем же набором помещений, что и 301, 302, 92-016.
И еще. Во время зимнего отстоя судовладелец может затеять переоборудование и модернизацию кают. Всегда узнавайте, что с теплоходом делали зимой. Какие-то негативные моменты модернизированного теплохода могут всплыть только во время эксплуатации. Да, эти недоработки и просчеты судовладелец устранит, например, усилит звукоизоляцию или поставит в нужном месте кондиционер. Но это он сделает только после начала эксплуатации, т.е. после того, как эта недоработка себя проявит. Я бы не рискнул отправиться в первый рейс на вновь модернизированном теплоходе.
Тут можно посмотреть описания некоторых речных теплоходов, фотографии их интерьеров и кают.


Какую выбрать каюту?
Каюты бывают разные: на любой вкус и кошелек. Каюты речных теплоходов, где спальные места расположены в два яруса, мне не нравятся. Приходиться карабкаться наверх. Да и площадь, например, двухместной одноярусной, будет больше площади двухместной двухъярусной каюты. Люблю простор в каюте :)
При выборе каюты обязательно посмотрите, что в ней находится. Непременно должна быть розетка на 220 В. Подзарядить телефон или аккумуляторы вашего фотоаппарата можно будет непосредственно в каюте, а не в коридоре. Как показало аномально жаркое лето 2010 года, в каюте обязательно должен быть кондиционер. Желательно, чтобы кондиционер работал не только на холод, но и на тепло. В каюте должен быть холодильник и шкаф для одежды. Санузел в каюте (раковина, унитаз и душ) также стал неотъемлемой частью каюты. Если его нет, то стоять вам в очереди в общий туалет и душ. Телевизор со спутниковыми каналами желателен. На некоторых теплоходах по одному из телеканалов транслируют показания GPS-навигатора. Всегда ясно, где теплоход идет. Судовое радио должно быть в каюте. По нему рассказывают разные интересные истории о тех местах, где проходит теплоход и делают нужные объявления. Например, приглашают на обед или экскурсии. Столик в каюте — удобен и полезен.
Выбирая каюту, всегда смотрите, какие помещения находятся за стеной вашей каюты. Если вы хотите быть в гуще событий, то выбирайте каюту рядом с музыкальным салоном или баром. Соседние с вашей каютой помещения можно посмотреть на схеме теплохода. Также обратите внимание на трапы и компенсационные швы теплохода рядом с каютой, которые также могут явиться источником шума.
Правый или левый борт? Выбор борта, на котором будет находиться каюта, тоже имеет значение. Во-первых. На реках осуществляется правостороннее движение, вследствие чего, во время речного круиза расходиться со встречными теплоходами (в большинстве случаев) ваш теплоход будет левым бортом. Те, кто хочет быть в курсе того, с какими теплоходами были встречи, выкупают каюты именно по левому борту. Кстати, на большинстве теплоходов нечетные номера кают — это каюты по левому борту, а четные номера кают — по правому. Во-вторых. Швартуются теплоходы против течения. Т.е., если пристань на правом берегу, то теплоход встанет у неё левым бортом. Например, Кострома на левом берегу Волги. Теплоходы стоят в Костроме, пришвартованные правым бортом. Ярославль на правом берегу, теплоходы швартуются левым бортом. Тут вам надо посмотреть расписание вашего круиза, какие города и пристани планируется посетить и на каком берегу они будут. А потом подумать, что вам больше интересно — смотреть на пустую воду во время стоянок, или наблюдать за тем, что происходит на пристани. Каким бортом будет швартоваться теплоход в шлюзе — тут закономерности никакой нет и это известно одному лишь диспетчеру шлюза.
На какой палубе выбрать каюту? Тут тоже нет однозначного мнения. Кому, что нравится. Нижняя палуба (трюм) — самая тихая палуба. Каюты на этой палубе вместо обзорных окон имеют круглые иллюминаторы. Под окном никто не сидит, т.к. сидеть там просто негде. Только вода плещется. Главная палуба — в большинстве случаев именно на эту палубу заходят пассажиры с берега (нести чемодан недалеко до каюты). Также на этой палубе тоже довольно тихо и под окнами никто не сидит. Только иногда, во время швартовки, бегают матросы и то, если швартуемся именно вашим бортом. Средняя палуба — излюбленное место прогулок туристов на теплоходе. Тут они гуляют кругами целый день. Дети бегают. Под окнами за столиками на креслах собираются группы туристов, бубнят, пьют и курят. На средней палубе жизнь кипит :) Шлюпочная палуба — если проект теплохода позволяет туристам гулять кругами по этой палубе, то на ней будет такая же картина как и на средней. Солнечная палуба — обычно тут нет пассажирских кают.
Еще момент. Возможно одноместное размещение в двухместной каюте. Но тут вас могут попросить доплатить до 80% за второе пустое место, а могут и не попросить и никого не подселить:)

Судоходные компании иногда проводят дни открытых дверей на своих теплоходах. Можно прийти и самому посмотреть на теплоход и каюту, в которой вы планируете отправиться в речной круиз. При выборе круиза не забывайте спрашивать мнение ваших родственников и знакомых, кто уже ходил на теплоходе, который вы рассматриваете в качестве кандидата для вашего отдыха, читать отзывы других речных путешественников. В качестве примера предлагаю прочитать мои отчеты о круизах 2010 года:
Ярославль — Калязин — Ярославль на теплоходе «М.В.Ломоносов»,
Москва — Астрахань — Москва на теплоходе «Сергей Кучкин»
и Москва — Тверь — Москва на теплоходе «Василий Чапаев».


Ещё. Речные круизы, прогулки по рекам, речные мероприятия.




Еще рано что-либо планировать на следующий год, но очень хочется сходить в круиз от Южного речного вокзала Москвы.