Плавучий рым

Как выбрать речной круиз?

Меня всё чаще стали спрашивать о том, как выбрать речной круиз и на каком теплоходе. Я решил составить небольшую памятку для начинающего речного туриста, в которой отвечу на эти и другие немаловажные вопросы. Данный текст написан на основе моего личного опыта и моих личных предпочтений.

Матрос на баке теплохода «Сергей Кучкин» 27 июня 2010 года, Москва СРВ


Время круиза.
Круизная навигация в Средне-Европейском регионе продолжается с конца апреля и до октября-ноября. Сказать, какое лучше выбрать время для речного круиза нельзя, т.к. каждый период навигации интересен по-своему. В начале навигации речные туристы смогут понаблюдать плавную смену степени распущенности зелени прибрежной растительности. Выйдя из украшенной набухшими почками и начавшей распускаться зеленой листвы Москвы и продолжая свой путь на север, например до Санкт-Петербурга, туристы попадут в края просыпающейся от зимы природы. А кое-где их будет поджидать снег и лед. Отправившись из Москвы на юг, например в Астрахань или Ростов-на-Дону, речные туристы попадут в уже практически лето. Тут стоит отметить, что круиз «Московская кругосветка» или любые другие круизы, которые начинаются от Южного речного вокзала Москвы, осуществимы только в первую половину навигации. Это связано с тем, что уровень воды в Оке под конец лета снижается и теплоходы уже не могут по ней идти.
Середина навигации — лето, жара, загораем, купаемся.
В конце навигации уже особо не покупаешься и не позагораешь. Но тут нельзя забывать про чарующие краски осени.
Цены на речные круизы в начале и в конце навигации немного ниже, чем в её середине.
В общем, любой период навигации хорош по-своему. Время круиза выбирать только вам исходя из вашего свободного времени.


Продолжительность круиза.
Сколько дней вы проведете на теплоходе? Всё зависит от маршрута круиза. Например, продолжительность круиза Москва — Астрахань — Москва 19 дней, а круиз Москва — Санкт-Петербург — Москва займет 12-14 дней. Есть и более короткие круизы. Москва — Плёс — Москва всего 6 дней. Если вы испытываете опасения, что столько дней вы не сможете продержаться на теплоходе, то попробуйте сходить в круиз выходного дня (КВД) до Углича или Твери. Такой мини-круиз займет всего 3 дня (с вечера пятницы по вечер воскресенья).


Маршрут круиза.
Маршрутов речных круизов много. Каждый по-своему интересен. Тут стоит опасаться только одного — встречи команды теплохода в середине круиза со своими родственниками после долгой разлуки. Ничего, кроме геморроя туристам это не принесет. Узнайте из какого города команда теплохода, сравните с маршрутом вашего круиза и с предыдущими рейсами теплохода.


Какой теплоход выбрать?
Теплоходов масса, разные проекты, но не все теплоходы могут везде идти. Т.е. выбор теплохода напрямую связан с выбором маршрута круиза. Например, на Соловецкие острова можно попасть только на теплоходах 646 проекта (теплоходы «Господин Великий Новгород», «Белинский» и «Мамин-Сибиряк»). Почти до Соловков еще можно добраться на теплоходах 588 проекта («Рылеев», «Г.В.Плеханов», «Анатолий Папанов» и «Юрий Никулин») но дойдете вы на них только до Беломорска, далее придется добираться на другом местном теплоходе. Теплоходы 305 проекта могут ходить в круизы от Южного речного вокзала Москвы, но никогда не попадут в Санкт-Петербург.
Попытаюсь дать краткую характеристику проектов речных пассажирских теплоходов.
Дизель-электроходы 785 проекта — на них я не ходил, но в качестве эксперимента, думаю стоит сходить на этом раритете в круиз на 2-3 дня.
Теплоходы 305 проекта — маленькие, уютные. Все туристы в основном толкутся на средней палубе. Отлично подходят для непродолжительных круизов. Считаю, что нецелесообразно рассматривать теплоходы этого проекта для длительных круизов, если только маршрут не будет «необычным» — стоянки в городах, куда не заходят теплоходы более крупных проектов.
Теплоходы 301, 302 и 92-016 проектов — «большие дома на воде», «новые, современные теплоходы». Туристы равномерно разбредаются по палубам теплохода. Множество ресторанов, баров и прочих помещений. Обилие пластика. Сюда можно отнести еще Австрийские «Кушки» (проекты Q-040 и Q-056). Интерьеры у них ровнее и приятнее, чем у «чемоданов» и «крокодилов».
Теплоходы 588 и 26-37 проектов — занимают промежуточное положение между последними двумя категориями. Не такие маленькие, как 305, не такие «новые» и не такие большие, но обладающие практически тем же набором помещений, что и 301, 302, 92-016.
И еще. Во время зимнего отстоя судовладелец может затеять переоборудование и модернизацию кают. Всегда узнавайте, что с теплоходом делали зимой. Какие-то негативные моменты модернизированного теплохода могут всплыть только во время эксплуатации. Да, эти недоработки и просчеты судовладелец устранит, например, усилит звукоизоляцию или поставит в нужном месте кондиционер. Но это он сделает только после начала эксплуатации, т.е. после того, как эта недоработка себя проявит. Я бы не рискнул отправиться в первый рейс на вновь модернизированном теплоходе.
Тут можно посмотреть описания некоторых речных теплоходов, фотографии их интерьеров и кают.


Какую выбрать каюту?
Каюты бывают разные: на любой вкус и кошелек. Каюты речных теплоходов, где спальные места расположены в два яруса, мне не нравятся. Приходиться карабкаться наверх. Да и площадь, например, двухместной одноярусной, будет больше площади двухместной двухъярусной каюты. Люблю простор в каюте :)
При выборе каюты обязательно посмотрите, что в ней находится. Непременно должна быть розетка на 220 В. Подзарядить телефон или аккумуляторы вашего фотоаппарата можно будет непосредственно в каюте, а не в коридоре. Как показало аномально жаркое лето 2010 года, в каюте обязательно должен быть кондиционер. Желательно, чтобы кондиционер работал не только на холод, но и на тепло. В каюте должен быть холодильник и шкаф для одежды. Санузел в каюте (раковина, унитаз и душ) также стал неотъемлемой частью каюты. Если его нет, то стоять вам в очереди в общий туалет и душ. Телевизор со спутниковыми каналами желателен. На некоторых теплоходах по одному из телеканалов транслируют показания GPS-навигатора. Всегда ясно, где теплоход идет. Судовое радио должно быть в каюте. По нему рассказывают разные интересные истории о тех местах, где проходит теплоход и делают нужные объявления. Например, приглашают на обед или экскурсии. Столик в каюте — удобен и полезен.
Выбирая каюту, всегда смотрите, какие помещения находятся за стеной вашей каюты. Если вы хотите быть в гуще событий, то выбирайте каюту рядом с музыкальным салоном или баром. Соседние с вашей каютой помещения можно посмотреть на схеме теплохода. Также обратите внимание на трапы и компенсационные швы теплохода рядом с каютой, которые также могут явиться источником шума.
Правый или левый борт? Выбор борта, на котором будет находиться каюта, тоже имеет значение. Во-первых. На реках осуществляется правостороннее движение, вследствие чего, во время речного круиза расходиться со встречными теплоходами (в большинстве случаев) ваш теплоход будет левым бортом. Те, кто хочет быть в курсе того, с какими теплоходами были встречи, выкупают каюты именно по левому борту. Кстати, на большинстве теплоходов нечетные номера кают — это каюты по левому борту, а четные номера кают — по правому. Во-вторых. Швартуются теплоходы против течения. Т.е., если пристань на правом берегу, то теплоход встанет у неё левым бортом. Например, Кострома на левом берегу Волги. Теплоходы стоят в Костроме, пришвартованные правым бортом. Ярославль на правом берегу, теплоходы швартуются левым бортом. Тут вам надо посмотреть расписание вашего круиза, какие города и пристани планируется посетить и на каком берегу они будут. А потом подумать, что вам больше интересно — смотреть на пустую воду во время стоянок, или наблюдать за тем, что происходит на пристани. Каким бортом будет швартоваться теплоход в шлюзе — тут закономерности никакой нет и это известно одному лишь диспетчеру шлюза.
На какой палубе выбрать каюту? Тут тоже нет однозначного мнения. Кому, что нравится. Нижняя палуба (трюм) — самая тихая палуба. Каюты на этой палубе вместо обзорных окон имеют круглые иллюминаторы. Под окном никто не сидит, т.к. сидеть там просто негде. Только вода плещется. Главная палуба — в большинстве случаев именно на эту палубу заходят пассажиры с берега (нести чемодан недалеко до каюты). Также на этой палубе тоже довольно тихо и под окнами никто не сидит. Только иногда, во время швартовки, бегают матросы и то, если швартуемся именно вашим бортом. Средняя палуба — излюбленное место прогулок туристов на теплоходе. Тут они гуляют кругами целый день. Дети бегают. Под окнами за столиками на креслах собираются группы туристов, бубнят, пьют и курят. На средней палубе жизнь кипит :) Шлюпочная палуба — если проект теплохода позволяет туристам гулять кругами по этой палубе, то на ней будет такая же картина как и на средней. Солнечная палуба — обычно тут нет пассажирских кают.
Еще момент. Возможно одноместное размещение в двухместной каюте. Но тут вас могут попросить доплатить до 80% за второе пустое место, а могут и не попросить и никого не подселить:)

Судоходные компании иногда проводят дни открытых дверей на своих теплоходах. Можно прийти и самому посмотреть на теплоход и каюту, в которой вы планируете отправиться в речной круиз. При выборе круиза не забывайте спрашивать мнение ваших родственников и знакомых, кто уже ходил на теплоходе, который вы рассматриваете в качестве кандидата для вашего отдыха, читать отзывы других речных путешественников. В качестве примера предлагаю прочитать мои отчеты о круизах 2010 года:
Ярославль — Калязин — Ярославль на теплоходе «М.В.Ломоносов»,
Москва — Астрахань — Москва на теплоходе «Сергей Кучкин»
и Москва — Тверь — Москва на теплоходе «Василий Чапаев».


Ещё. Речные круизы, прогулки по рекам, речные мероприятия.




очень познавательно! Правда я уже многое из этого прошел сам -))
Спасибо! Очень полезная информация. Хотелось бы добавить, что, как правило, ближе к носу в каютах потише, потому что на большинстве теплоходов рестораны и бары расположены на корме, плюс машинное отделение, да и вибрация от винтов/валов на корме ощущается сильнее.
Да, я думал над этим вопросом, но пока не стал ничего писать. Что лучше? Постоянный умеренный гул и вибрация в кормовой части или внезапное появление шума и вибрации в носовой части теплохода от включения подруливающего устройства или появление скрежета от поднятия якоря? Лично мне ни те, ни другие шумы не мешают. Скорее наоборот. Сразу ясно, что теплоход работает, теплоход жив, все в порядке! :)
Андрей, а планами на следующий год не поделитесь? Не собираетесь ли в круиз, или посетить какие-либо интересные места? У вас очень интересные репортажи.
Еще рано что-либо планировать на следующий год, но очень хочется сходить в круиз от Южного речного вокзала Москвы.
Надеюсь, что моя "памятка" поможет в выборе речных круизов :)