Плавучий рым

Где рождаются корабли

Зеленодольский завод имени А.М.Горького – судостроительный завод, расположенный на Волге в городе Зеленодольск республики Татарстан.
Свою историю предприятие ведет с 1895 года, когда по решению Министерства путей сообщения Казанского Округа были основаны Паратские судоремонтные мастерские, предназначенные для ремонта технического флота, расположившиеся в Паратском затоне на Волге, в 40 км выше Казани.
Основной профиль предприятия – постройка современных кораблей и судов различного назначения, их поставка на внутренний рынок и на экспорт. За годы своей истории заводом построено свыше 1500 морских и речных кораблей и судов, в том числе около 600 военных.

      зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького


При судостроительном заводе есть музей, где рассказывается вся история завода. Например, начиная с 1960 и до 2006 года на заводе строилась серия скоростных судов на подводных крыльях типа «Метеор», предназначенных для перевозки пассажиров на транзитных и местных линиях. Всего было построено более 400 единиц судов, часть из которых до сих пор работает как в России, так и в разных странах мира. А перед музеем установлен бронекатер-234 имени А.Калюжного, который был построен трудящимися завода в августе 1943 года и прошел боевой путь от Азова до Вены. Привезен из порта Измаил и установлен в 1973 году на территории завода.

02. бронекатер-234 имени А.Калюжного


Надеваем каски и идем знакомиться с производством.

03. зеленодольский судостроительный завод фото


Рассказ о производстве кораблей начнем с корпусообрабатывающего цеха.

04. зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького фотографии цеха


Для начала весь металл, который потом пойдет на изготовление секций и узлов кораблей, должен пройти линию очистки.

05. зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького линия очистки металла


Здесь весь листовой и профильный прокат очищают от окалины и ржавчины, грунтуют межоперационным грунтом.

06. зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького линия очистки металла фотография


Затем листы металла разрезают на заготовки, из которых потом начнут собирать судовые секции.

07. зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького плазменная резка фото


Режут металл при помощи машины плазменной резки MESSER OmniMat L5000 (Германия). Машина умеет резать низкоуглеродистые стали, высоколегированные сплавы, цветные металлы и титан.

08. плазменная резка металла зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького


Резка происходит под контролем операторов. Линия плазменной резки металла MESSER позволяет резать металл толщиной почти в сантиметр со скоростью 12 метров в минуту.

09. зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького фотографии плазменная резка


Нет, вы только посмотрите. Тут создают корабли, а они котиком заинтересовались!

10. зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького фотография цеха корпусаобработки


Словно никогда и не видели.

11. кот в цехе зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького


Если необходимо придать изгиб листу металла, то используют листосгибочную машину.

12. зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького листосгибочная машина


Для штамповки деталей корабля используют гидравлический пресс.

13. зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького гидравлический пресс


А этот пресс способен в трех измерениях согнуть детали толщиной до 30 мм.

14. зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького пресс faccin


Установка гидроабразивной резки MODULA 3 (Италия). Рабочая зона установки 2,5 на 12 метров – самая крупная рабочая зона в России. Здесь можно резать почти любые материалы толщиной от 1 мм до 250 мм с помощью 5-осевой режущей головки, в которую под давлением 6200 бар подается жидкость с абразивными веществами.

15. зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького гидрообразивная резка


Что остается после резки, пойдет потом на переплавку.

16. зеленодольский судостроительный завод фотографии


Нарезанные и отштампованные детали соединяют между собой в мелкие узлы, а затем в более крупные секции.

17. зеленодольский судостроительный завод фото


В стапельно-достроечном цехе корабль в общем-то и приобретает свои окончательные черты, где секции соединяют воедино, а перевозят эти крупные секции вот на таком тяжеловозе – самоходном транспортировщике Cometto.

18. транспортировщик Cometto зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького


Транспортировщик небольшой, ниже Виталика, но чрезвычайно тяговитый: при собственной массе в 17 тонн, может перевозить до 175 тонн груза.

19. фотография транспортировщик Cometto зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького


Вот такие огромные секции на транспортировщике доставляют в стапельно-достроечный цех, где будучи соединенные друг с другом, превращаются в единое целое – корпус настоящего корабля. Белая ребристая штуковина на фото – топливный бак корабля.

20. секции корабля зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького


Так выглядит стапель, на котором и собирают корпуса кораблей из отдельных секций.

21. стапель фото зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького


Все время подвозят новые детали и модули, тут же устанавливая их на свое место.

22. фото стапель зеленодольский судостроительный завод


На стапеле идет сборка патрульного корабля «Дмитрий Рогачев» (проект 22160).

23. зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького сборка патрульного корабля Дмитрий Рогачев


Затем корпус на тележках переедет в док, где произойдет окончательная достройка корабля.

24. зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького сборка корпуса корабля


В настоящий момент на предприятии строятся 18 кораблей.

25. зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького постройка кораблей фото


Постройка кораблей ведется по заказу Военно-Морского Флота Российской Федерации и ряда зарубежных стран.

26. корабли строят зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького


Затем готовые корабли покинут стены (доки) родного завода и по внутренним водным путям направятся к местам несения боевой службы. Примечательно, но по внутренним водным путям они пойдут не своим ходом, а будут отбуксированы на понтонах толкачами и буксирами, из-за ограничений глубин судового хода.

Покидаем территорию завода, но это еще не все. Приглядитесь. Межу красным танкером и сухогрузом хорошо заметен корпус, в котором угадываются черты теплохода 588 проекта. Из-за отсутствия надстроек средней палубы и выше, я даже поначалу не понял, что это вообще пассажирский теплоход. Но оказалось, что это теплоход «Арабелла», из которого с 2012 года пытаются сделать VIP-яхту. Но из-за недостатка финансирования, процесс этот затягивается. Обещают к 2017-2018 году доделать.

27. теплоход арабелла на зеленодольский заводе имени А.М.Горького


При судостроительном заводе есть детский яхтенный клуб.

28. зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького детский яхтенный клуб


Ребята постигают азы навигации и учатся ходить под парусом.

29. детский яхтенный клуб зеленодольский судостроительный завод имени А.М.Горького


Обучение для детей здесь бесплатное.

30. зеленодольский завод имени А.М.Горького детский яхтенный клуб


Вполне вероятно, что нынешние воспитанники яхтенного клуба потом придут на судостроительный завод, или станут судоводителями продукции завода. Работа на перспективу!

31. детский яхтенный клуб зеленодольский завод имени А.М.Горького


Читать дальше. Часть 5. Казанский вертолетный завод.

НеФорум блогеров 2016 в Казани (3-5 июня 2016):
Часть 1. НеФорум блогеров 2016 в Казани.
Часть 2. Встреча с «КАМАЗ-мастер».
Часть 3. Прогулка по Казани.
Часть 4. Где рождаются корабли.
Часть 5. Казанский вертолетный завод.


Генеральные спонсоры НеФорума 2016: Альфа-Банк и Tele2.

      


Понравился рассказ? Жми на кнопку!


добавить в друзья Добавь меня в друзья!


Смотрите и читайте еще: блог-туры в моем журнале.
Интересненько! Живу рядом, но на заводе не бывал ни разу. А вот по мосту, кот. на последних фото, ездил на поездах неоднократно. Да и на пароме переплавлялся, который рядом с ним работает.
Да :) А я под Романовскими железнодорожными мостами раньше только по Волге проходил.


А теперь и недалеко от них на берегу побывал.
"начиная с 1960 и до 2006 года на заводе строилась серия скоростных судов на подводных крыльях типа «Метеор»"
Неужели в 2006-ом ещё производили Метеоры? На экспорт?
Например, "Метеор-282" построен в 2006 году (правда заложен был в 2001). В Ханты-Мансийске работает.
я б тоже на такой завод на экскурсию сходила
Я специально туда и записался. Как же такую экскурсию можно пропустить! )
а вы знаете, что в названии точку ставить не надо?)

доброе утро)
Шикарный репортаж, спасибо за такой подробный и интересный экскурс. Никогда бы не подумал, что на таких предприятиях может быть идеальный порядок)
Там даже у каждого станка был стенд с фотографиями и характеристиками данного оборудования )
Познавательно, спасибо!)