Плавучий рым

Музей канала имени Москвы.

В начале 30-х годов прошлого века из-за растущего населения и развивающейся промышленности с водоснабжением Москвы была просто беда. Москва-река настолько обмелела, что её можно было перейти вброд напротив Кремля. Остро тогда встал вопрос водоснабжения Москвы. Но как напоить Москву, откуда взять воду?

      музей канала имени Москвы


Воду решили взять из Волги, соединив Москву-реку и Волгу каналом. Было предложено несколько вариантов трассы канала, но в итоге выбрали «Дмитровский».

02. экскурсия в музей канала имени Москвы


С решением вопроса строительства канала тянуть не стали.
15 июня 1931 года пленум ЦК ВКП(б) по докладу товарища Когановича принял историческое решение о строительстве канала «Москва–Волга».
В сентябре 1932 года приступили к строительству канала.
15 июля 1937 года строители рапортовали правительству и партии, трудящемся нашей страны, вождю народов товарищу Сталину, что канал готов.

03. музей канала имени Москвы в Деденево


Канал «Москва–Волга» (Да, да! Именно «Москва–Волга». В канал имени Москвы его переименуют только спустя 10 лет после строительства, в канун 800-летия Москвы.) построен исключительно советскими инженерами, советскими механизмами, из советских материалов. На всех сооружениях 128-километровой трассы канала красуется марка отечественных заводов.

04. экскурсия в музей канала имени Москвы в Деденево


Условиями успешного строительства явилось участие в нем всей нашей страны и бесперебойная работа железнодорожного транспорта. Десятки фабрик и заводов с любовью и заботой изготовляли сложнейшие механизмы, агрегаты, затворы шлюзов, моторы и различные строительные материалы. Сталинский заказ для канала выполняли рабочие, инженеры и техники предприятий Москвы, Ленинграда, Харькова, Краматорска, Днепропетровска, Коврова, Вольска, Урала, Новосибирска.

05. Деденево музей канала имени Москвы


На стройке канала работало: экскаваторов - 171, гидромониторов - 191, автомашин - 1 600, паровозов - 161. Помимо значительного количества заключенных, на строительстве работало около 25 000 вольнонаемных работников, из них 3 500 инженеров, архитекторов и техников.

06. музей КиМ


Общая длина канала от Иваньковского водохранилища на Волге до Москвы-реки составляет 128 километров, причем лишь 20 километров канала проходят по искусственным водохранилищам, образовавшимся после постройки плотин на речках Химки, Клязьма и др. Остальные 108 километров канала проходят в выемках и насыпях, потребовавших огромных земляных работ – свыше 200 миллионов кубических метров.

07. экскурсия в музей КиМ

08. музей КиМ экскурсия

09. фото музей КиМ


Важнейшее место в строительстве канала «Москва–Волга» заняла архитектура. Творческий коллектив архитекторов, состоявший в своем большинстве из молодежи, прекрасно справился с задачей архитектурного оформления канала и его сооружений, превратив его в великолепный памятник великой, героической сталинской эпохи.

10. музей КиМ фото

11. фотография музей КиМ


С момента опубликования постановления июньского пленума ЦК ВКП(б) о постройке канала «Москва–Волга» до сдачи канала в эксплуатацию прошло всего 6 лет, а с момента начала работ по строительству до дня сдачи канала всего 4 года и 8 месяцев.

12. музей КиМ фотография

13. фото музей канала имени Москвы

14. музей канала имени Москвы фото

15. фотография музей канала имени Москвы


Канал «Москва–Волга» – ярчайшее выражение сталинской заботы о человеке. Только партия большевиков способна с таким невиданным в истории размахом и смелостью ставить на службу трудящимся несметные природные богатства нашей Родины.

16. музей канала имени Москвы фотография


Сооруженный в рекордно-короткий срок, оснащенный новейшей техникой, канал «Москва–Волга» своим замыслом, своим техническим совершенством и своей архитектурой говорит о неизмеримом превосходстве социализма, его возможностей и его строительной культуры над возможностями и строительной культурой капитализма.

Строительство канала «Москва–Волга» наконец-то решило задачу водоснабжения Москвы, а также дало новый судоходный путь для перевозки грузов и пассажиров между Москвой и Волгой.

17. канал Москва–Волга музей


Велико стратегическое значение канала в годы Великой Отечественной войны. В конце ноября 1941 года немецко-фашистские войска хотели перейти по скованному прочным льдом Иваньковскому водохранилищу. Но в этот момент специалисты канала начали интенсивный сброс воды через плотину Иваньковской ГЭС. Уровень воды в водохранилище понизился на два метра, лед проломился, тяжелая военная техника начала уходить под лед, в холодную воду. Немцы были вынуждены отступить.
1 декабря 1941 года по приказу Жукова начался сброс воды в реку Сестру. В результате поймы Сестры и Яхромы оказались затопленными. Врага удалось остановить. К северу и северо-западу от Москвы боевые действия произошли лишь у деревни Крюково и на Перемиловских высотах.

18. музей канал Москва–Волга


Как я уже говорил, в 1947 году в честь 800-летия Москвы канал «Москва–Волга» переименовали в канал имени Москвы.

19. музей канала в Деденево


Музей канала был открыт 15 июля 2007 года в 70-ю годовщину пуска в эксплуатацию канала имени Москвы. Экспонаты музея расположены на втором этаже административного здания Яхромского РГС.

20. экспозиция музея канала имени Москвы


Вся жизнь Галины Александровны Герке, теперь она директор музея, связана с каналом имени Москвы. Галина Александровна готова часами рассказывать о каждом экспонате, о каждой фотографии. Очень увлеченный человек!

21. Галина Александровна Герке директор музея канала имени Москвы


Не обнаружив в музее моделей круизных теплоходов, я немного огорчился. Но некоторые другие штуковины из мира моделей все же там были.

Макет шлюза №9 канала имени Москвы.

22. Макет шлюза №9 канала имени Москвы


Входим в камеру шлюза со стороны нижнего бьефа :)

23. фотография Макет шлюза №9 канала имени Москвы


Это плавкран «КПЛ-351». Он настолько грузоподъемен, что может поднять створку ворот шлюза. В общем-то оригинал этой модельки сейчас именно этим и занимается: принимает участие в ремонтных работах шлюза №6. А второй такой плавкран (их всего два) я видел прошлой весной при прохождении Волжского гидроузла (фото №16).

24. модель плавкран КПЛ-351


Буксирный и вспомогательный флот канала имени Москвы. Канал – это не только гидротехнические сооружения, но надо же еще следить за судовым ходом, проводить дноуглубительные работы, расставлять навигационные знаки. Вот этот флот и помогает каналу в работе.

25. Буксирный и вспомогательный флот канала имени Москвы


Модель обстановочного теплохода. Его фото живьем у меня тоже есть (фото №78).

26. модель обстановочного теплохода

27. модель обстановочного теплохода фотография


Покидаем музей. При выходе стоят: катер-памятник и лопатки ротора турбины – по таким ориентирам музей канала имени Москвы в поселке Деденево найти очень легко.

28. катер-памятник и лопатки ротора турбины перед музеем КиМ


Часовня Новомучеников и Исповедников Российских тоже является хорошим ориентиром. Стоит на высоком правом берегу канала, хорошо видна речным путешественникам с борта теплохода при движении вверх по каналу при выходе из четвертого шлюза и служит напоминанием о всех тех, кто сложил свои головы при постройке канала имени Москвы.

29. Деденево Часовня Новомучеников и Исповедников Российских


Подошла к концу наша экскурсия. Сначала мы посетили Хлебниковский затон с зимующими теплоходами, а во второй половине дня осмотрели экспозицию музея канала имени Москвы. Программа была подготовлена и организована компанией «Мостурфлот» и «Ассоциацией речных путешественников».

Спасибо за внимание, до новых встреч!


Понравился рассказ? Жми на кнопку!


добавить в друзья Добавь меня в друзья! Прочитай первым мои речные рассказы.


Смотрите и читайте еще: мои рассказы и отзывы о речных круизах.

Featured Posts from This Journal

А чего ни слова про то, сколько костей ЗК там осталось? Неужели про это ни слова в музее? Забыли наверное...
Нет, эта страница истории не забыта. На стендах представлены подписки о неразглашении увиденного во время строительства канала, которые давали вольнонаемные рабочие. Центральная часть экспозиции музея показывает орудия труда каналоармейцев Дмитлага. Не секрет, что самые тяжелые и неквалифицированные работы выполнялись именно силами заключенных. Да, точное число "досрочно освободившихся" теперь уже никто не узнает.
Андрей, спасибо за интересный репортаж!
Давно хотел посетить этот музей. Свершилось )
Не в этот раз, так в следующий вживую посетишь :)
У тебя, кстати, этот день тоже весьма познавательно прошел :)
Да, размах поражает. Главное, что до сих пор пользуемся результатами этой стройки!
А ты боялся))) - отличный пост!))) мне теперь и свои можно не выкладывать)))
Выкладывай, выкладывай :) Помнится, ты там еще панорамку делал :)
В этот раз без подрыва системы газонаполнения спасательного плота, но зато музей КиМ показали )
Очень жаль только, что музей такой камерный, что туда мало кто может попасть. Такое должны знать люди!
Моделек разных теплоходов туда побольше бы :)