Плавучий рым

Круиз на теплоходе «Русь Великая». Волго-Донской судоходный канал.

Продолжаем наше путешествие Самара — Ейск — Самара на теплоходе «Русь Великая». В этой части рассказа мы пройдем весь Волго-Донской судоходный канал.

Часть 3. Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина.

      Волго-Донской судоходный канал


Как ясно из названия, канал соединяет Волгу и Дон. Первые попытки соединения двух рек предпринимались еще в XVI веке, но лишь советские люди смогли воплотить в жизнь столь масштабный замысел.

В середине 1930-х годов был создан проект Волго-Донского судоходного канала. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы. В 1952 году канал был построен, и 27 июня 1952 года теплоход «Иосиф Сталин» прошел через арку шлюза №1, открыв движение по ВДСК.

02. арка шлюза №1 Волго-Донского судоходного канала


Волго-Донской канал берет свое начало в Красноармейском районе Волгограда (в Красноармейском затоне). При входе в канал установлен памятник-маяк морякам Волжской военной флотилии. На памятнике выполнена надпись: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын (1918-1919), Сталинград (1942-1943)».

03. памятник-маяк морякам Волжской военной флотилии


Первый шлюз Волго-Донского канала. Величественная красота!

По пути к Дону мы пройдем 13 шлюзов: сначала поднимемся на 88 метров по состоящей из девяти шлюзов «Волжской лестнице», а затем спустимся на 44 метра в четырех шлюзах к Дону по «Донской лестнице». Т.к. Дон расположен на 44 метра выше уровня Волги, то водоснабжение канала осуществляется донской водой.

04. арка шлюза №1 волго-донского канала


Во время движения по каналу мы будем встречать теплоходы. Это будут практически одни танкеры. Все время получалось так: мы подходим к шлюзу, а за ним ждет своей очереди шлюзования очередной танкер.

05. в камере шлюза номер один ВДСК


Огромный декоративный якорь перед аркой шлюза №1 ВДСК.

06. Огромный декоративный якорь перед аркой шлюза №1 ВДСК


Канал и камеры его шлюзов довольно узкие. Судоводителям, наверное, приходится прилагать все свои навыки и умения для успешного расхождения со встречкой.

07. шлюз №1 ВДСК


Но нам, речным туристам, очень интересно наблюдать встречные теплоходы столь близко :)

08. танкер армада навигатор перед шлюзом №1 волго донского судоходного канала


Подходим к шлюзу №2 ВДСК. В верхнем бьефе уже стоит и ждет очередной танкер.

09. Подходим к шлюзу №2 ВДСК. В верхнем бьефе уже стоит и ждет очередной танкер


2 мая. Выходной. Много жителей Волгограда выбралось в этот день отдохнуть на берег канала, только послеобеденный дождь помешал спокойно поесть шашлычков.

10. шашлык на берегу волго донского канала


Третий шлюз ВДСК. Небо проясняется.

11. Третий шлюз ВДСК


И снова ожидающей своей очереди шлюзования встречный танкер.

12. шлюз №3 волго донского судоходного канала


Забыл сказать. Пассажирские теплоходы обычно пропускают вне очереди. Вот пример. В нижнем бьефе пропустил нас вперед и остался ждать еще один танкер.

13. шлюз номер три ВДСК


Обратили внимание? На фотографии видно, что начала подниматься некая мачта, которая на предыдущей фотографии лежала горизонтально.

14. заградительное устройство ворот шлюза №3 ВДСК


Это заградительное устройство ворот шлюза. Предохраняет ворота шлюза от навала теплоходов на них. Работает следующим образом: теплоход заходит в камеру шлюза, ворота закрываются, мачта опускает (переносит) закрепленный на одной стороне шлюзовой камеры стальной трос на другую сторону, зацепляет его там, мачта поднимается. Все :) Защита в виде крепкого троса установлена. Даже если во время наполнения камеры шлюза теплоход сорвет со швартовых, то в ворота он не врежется, а лишь упрется в трос.

15. заградительное устройство ворот шлюза №3 волго донского судоходного канала


Если надо опустить теплоход в шлюзе, то все происходит в обратном порядке: теплоход заходит в камеру, защитный трос уже лежит поперек перед воротами нижнего бьефа, производится опорожнение камеры шлюза, мачта опускается, хватает трос, поднимает, ворота нижнего бьефа открываются. Путь свободен :)

16. камера шлюза № ВДСК


А мы идем дальше по ВДСК. Снова навстречу нам проходит танкер.

17. А мы идем дальше по ВДСК


По берегам Волго-донского судоходного канала расположились многочисленные дачные участки.

18. По берегам Волго-донского судоходного канала расположились многочисленные дачные участки


От Дона к Волге танкеры идут пустыми.

19. От Дона к Волге танкеры идут пустыми


Какие же громадины эти танкеры типа «Армада»! Длиной 139,95 метра и шириной 16,74 метров!

20. Какие же громадины эти танкеры типа «Армада»


Шлюз №4 Волго-Донского судоходного канала. Дачи подступают практически вплотную к шлюзу.

21. Шлюз №4 Волго-Донского судоходного канала. Дачи подступают практически вплотную к шлюзу


Знаете, мы почти три дня шли по огромным волжским водохранилищам, где порой и бегера не видно. А тут попали в ВДСК. Сталинская архитектура шлюзов, зеленоватая донская вода, близкий берег, пирамидальные тополя — как же здесь классно! :)

22. шлюз №4 волго донского канала


Да и солнечная погодка способствует усилению впечатлений о необычности окружающих нас пейзажей.

23. камера шлюза №4 со стороны нижнего бьефа ВДСК


Фотографирую процесс закрытия ворот нижнего бьефа шлюза №4.

24. Фотографирую процесс закрытия ворот нижнего бьефа шлюза №4

25. Фотографирую процесс закрытия ворот нижнего бьефа шлюза №4


Головы верхнего бьефа четвертого шлюза ВДСК.

26. Головы верхнего бьефа четвертого шлюза ВДСК


Наверное, единственный встретившийся нам на ВДСК сухогруз. Вез щебень.

27. единственный встретившийся нам на ВДСК сухогруз


Берег Волго-Донского канала.

28. Берег Волго-Донского канала


Пятый шлюз ВДСК.

29. Пятый шлюз ВДСК


Установка заградительного устройства ворот шлюза.

30. Установка заградительного устройства ворот шлюза

31. Установка заградительного устройства ворот шлюза


Наполнение камеры пятого шлюза.

32. Наполнение камеры пятого шлюза ВДСК


Вид на окрестности шлюза.

33. Вид на окрестности шлюза

34. Вид на окрестности шлюза


Шлюз №5 ВДСК со стороны верхнего бьефа.

35. Шлюз №5 ВДСК со стороны верхнего бьефа


Красиво здесь. Тихо, спокойно. Волн почти нет.

36. водораздел между пятым и шестым шлюзами Волго-Дона

37. водораздел между пятым и шестым шлюзами Волго-Дона

38. водораздел между пятым и шестым шлюзами Волго-Дона


Встречка. Танкер.

39. Волго-Дон Встречка Танкер Мидволга-1


Дошли до восьмого шлюза.

40. восьмой шлюз ВДСК


Вечереет.

41. восьмой шлюз ВДСК


Снова какой-то танкер пропускает нас вперед.

42. восьмой шлюз ВДСК


А сам остается ждать в нижнем бьефе.

43. шлюз №8 Волго-Донского судоходного канала вечернее фото


Навстречу идет снова танкер, и в верхнем бьефе шлюза №9 еще один. Сплошные танкеры!

44. Навстречу идет снова танкер, и в верхнем бьефе шлюза №9 еще один


Девятый шлюз Волго-Дона. После этого шлюза мы пойдем по самому высокому (88 метров над Волгой, 44 метра над Доном) участку Волго-Донского судоходного канала.

45. Девятый шлюз Волго-Дона


Закаты здесь чумовые!

46. закат на Волго-Донском судоходном канале

47. закат на ВДСК

48. закаат на Волго-Доне


Вид на Варваровское водохранилище со стороны шлюза №10. Водой водохранилища питается весь волжский склон судоходного канала.

49. Варваровское водохранилище


Шлюз №10 ВДСК. Теперь мы будем спускаться к Дону.

50. Шлюз №10 ВДСК

51. Шлюз №10 Волго-Дона

52. Шлюз №10 Волго-Донского канала

53. Шлюз №10 Волго-Донского судоходного канала

54. Шлюз №10 Волго-Донского канала


Береславское водохранилище.

55. Береславское водохранилище


Заградительные ворота №2.

56. Заградительные ворота №2


От Волги к Дону танкеры по каналу идут полностью загруженными.

57. От Волги к Дону танкеры идут полностью загруженными


Смотрите, сколько песка со дна поднял проходящий танкер «Волгонефть-162».

58. Смотрите, сколько песка со дна поднял проходящий танкер «Волгонефть-162»


Здесь я фотографировал с поляриком. Хорошо заметен зеленоватый цвет донской воды в канале.

59. Здесь я с поляриком фотографировал. Хорошо заметен зеленоватый цвет донской воды в канале


Стадо коров на берегу. Я ошибался. Черно-белые коровы в этих краях тоже есть :)

60. Стадо коров на берегу. Я ошибся. Черно-белые коровы в этих краях тоже есть


Паромная переправа.

61. Паромная переправа ВДСК


Я все хотел встретить каких-нибудь необычных птиц на берегу канала, но они мне так и не попались.

62. Я все ждал встретить каких-нибудь необычных птиц на берегу канала, но они мне так и не попались


Шлюз №12 ВДСК.

63. Шлюз №12 Волго-Донского судоходного канала


Карповское водохранилище Волго-Донского судоходного канала. Располагается между 12 и 13 шлюзами.

64. Карповское водохранилище Волго-Донского судоходного канала. Располагается между 12 и 13 шлюзами


Шлюз №13 является последним на пути из Волги к Дону. Над шлюзом возведена триумфальная арка, аналогичная возведенной над шлюзом №1.

65. шлюз №13 Волго-Донского судоходного канала


Шлюз №13 в поселке Пятиморск.

66. шлюз №13 ВДСК в поселке Пятиморск


Вот мы и прошли весь Волго-Донской судоходный канал. На его прохождение у нас ушло 17 часов. У выхода из ВДСК установлен памятник соединению войск Сталинградского и Южного фронтов. Здесь мы побываем в следующей части рассказа :)

67. памятник соединению войск Сталинградского и Южного фронтов


Читать дальше. Часть 4. Пятиморск, «Ильевка».


Все части рассказа о круизе на теплоходе «Русь Великая» с 30 апреля по 11 мая 2014 года Самара — Волгоград — Ростов-на-Дону — Ейск — Ростов-на-Дону — Константиновск — Ильевка — Волгоград — Самара:
Часть 1. На теплоходе от Самары до Волгограда.
Часть 2. День Победы в Волгограде.
Часть 2,5. Чем кормят в ресторане теплохода «Русь Великая» I.
Часть 3. Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина.
Часть 4. Пятиморск, «Ильевка».
Часть 4,5. Развлекательные мероприятия на борту теплохода «Русь Великая».
Часть 5. Круиз по Дону.
Часть 6. Константиновск.
Часть 6,5. «Встречка».
Часть 7. Ростов-на-Дону, Азов.
Часть 8. Круиз по Дону и Азовскому морю. От Ростова-на-Дону до Ейска.
Часть 8,5. Чем кормят в ресторане теплохода «Русь Великая» II.
Часть 9. Ейск.
Часть 10. Дополнительная.


Партнер моих рассказов о круизе на теплоходе «Русь Великая» Самара — Ейск — Самара.

 доставка подарков

Что подарить на юбилей? Сделай имениннику приятное! Купи подарочный фотоальбом! Пусть все фотографии юбиляра хранятся в красивом и удобном фотоальбоме!


Расскажи друзьям о круизе на теплоходе «Русь Великая». Нажми на кнопку!


добавить в друзья Добавь меня в друзья! Узнай все подробности круиза Самара — Ейск — Самара на теплоходе «Русь Великая».


Смотрите и читайте еще: мои рассказы и отзывы о речных круизах.
Смотрела и вздыхала :)))) моя мечта :)))
а еще... все же обожаю эту архитектуру....
Я бы еще раз с удовольствием прошел от Волгограда до Ростова-на-Дону. Здесь все не такое огромное, как на Волге :)
По Ростову-на-Дону надо самостоятельно пройтись. Красивый и интересный город, но из обзорной экскурсии это мало понятно.

Edited at 2014-06-01 11:06 am (UTC)