Плавучий рым

Круиз по Вятке. Часть 5.

В этой части: река Вятка, Вятские Поляны, огнестрельное оружие и противотанковые ракетные комплексы Вятско-Полянского машиностроительного завода «Молот».

4 мая 2013 года. Четвертый день круиза теплохода «Василий Чапаев» «На Вятку!».

      круиз теплохода «Василий Чапаев» «На Вятку!»


Ранним утром четвертого дня путешествия наш теплоход покинул Каму и вошел в устье реки Вятки. Проснувшиеся туристы с интересом наблюдали прицепившийся к нашему правому борту небольшой буксир-толкач «Морянка».

02. буксир-толкач «Морянка»


Поначалу такое соседство вызывало удивление, но совсем скоро мы все узнаем, зачем нам «Морянка» и, как она нам поможет в круизе по Вятке.

03. буксир-толкач «Морянка» на Вятке


До первой остановки в Вятских Полянах нам идти почти целый день и туристы теплохода разглядывают диковинные берега Вятки.

04. диковинные берега Вятки


Течение у Вятки сильное. Идем небыстро. Километров 10 в час.

05. Течение у Вятки сильное


Берега Вятки разные. То ровная затопленная местность,

06. берег Вятки


то начинаются поросшие деревьями холмы.

07. холмистый берег Вятки


Деревья с холмов спускаются к реке, входят в неё, да так и торчат наполовину затопленные из воды.

08. холмы на правом берегу Вятки


Места тут глухие, лишь изредка встречаются следы жизнедеятельности человека.

09. берег реки Вятка


Дом с прозрачной стеной. Интересно было бы пройти на теплоходе мимо такого домика ночью :)

10. дом с прозрачной стеной на берегу реки Вятка


Кстати. По Вятке ночью мы не будем передвигаться, т.к. на реке не выставлена обстановка. На ночь будем останавливаться у каких-либо населенных пунктов.

Отвесная стена берега уходит в воду.

11. река Вятка


На картах реки обозначают голубым или синим цветом. Кто такое вообще придумал? Я никогда не видел голубую речную воду. Коричневую, серую, зеленую, да, видел. Голубую никогда.

12. круиз по Вятке на теплоходе


В начале мая Вятка разлилась, вода мутная. Но воды много! И это дает нам возможность на теплоходе идти по Вятке.

13. круиз по Вятке


Кто-то думал, что в кадр не попадет :)

14. речной круиз по Вятке


Редкая обстановка на Вятке. В правой части кадра заметен белый бакен, который стоит на границе края судового хода и мели левого берега.

15. круиз по Вятке на речном теплоходе


Вахтенные матросы устанавливают вымпел «Инфофлота».

16. круиз по Вятке на теплоходе Василий Чапаев


Река Вятка. Левый берег.

17. река Вятка


А это мы добрались до города Сосновка. Здесь есть Сосновский судостроительный завод.

18. город Сосновка в Вятскополянском районе Кировской области


Мужик в лодке так и замер, увидев большой белый теплоход на Вятке. Нам тоже интересно посмотреть на мужика и его домик, а то все один сплошной лес на берегу :)

19. мужик увидел пассажирский теплоход на Вятке


Справа в кадре. 95 чего?

20. дом на берегу Вятки


Напротив поселка Красная Поляна, на крутом правом берегу Вятки, мы встретили толпу коршунов. Я все надеялся, что они покажут какие-нибудь воздушные бои. Но не случилось. Просто летали кругами.

Сюда бы Мишу Архипова с его 500 мм стеклышком :) У меня получилось только так.

21. коршун на Вятке


А это соседка коршунов — Серая цапля.

22. Серая цапля на Вятке


Еще из детских книжек я помню картинку со стоящей на одной ноге где-то в болоте цаплей, а где у неё гнездо, я как-то и не задумывался. Оказалось, что Серая цапля умеет садиться не только на болотные кочки.

23. Серая цапля на дереве


И гнезда вьёт на деревьях!

24. гнездо Серой цапли на дереве


Тем временем «Морянка» затеяла перестроения.

25. буксир-толкач Морянка


Отошла от правого борта и перешла к левому.

26. буксир-толкач Морянка на Вятке

27. буксир-толкач Морянка у левого борта теплохода Василий Чапаев


Город! Вятские Поляны.

28. прибытие теплохода Василий Чапаев в Вятские Поляны


На берегу ажиотаж. Даже местное телевидение приехало.

29. встреча речных туристов в Вятских Полянах


Причала в Вятских Полянах нет. Но туристов теплохода «Василий Чапаев» надо же как-то высадить на берег.

30. теплоход Василий Чапаев подошел к Вятским Полянам


Все швартовые операции заняли где-то минут 40. Мне было интересно и любопытно, а судоводителям скорее всего было сложно это осуществить :)

Для начала при помощи «Морянки» на берег высадили десант, который принимал и закреплял швартовы.

31. теплоход Василий Чапаев пришел в Вятские Поляны

32. швартовые операции теплоход Василий Чапаев

33. теплоход Василий Чапаев Вятские Поляны


Надо отдать должное встречающей стороне, а особенно мужику с балалайкой. Он не давал скучать речным туристам во время долгих швартовых операций и развлекал их задорными песнями вместе с игрой на своем инструменте.

34. теплоход Василий Чапаев в Вятских Полянах

35. теплоход Василий Чапаев швартуется в Вятских Полянах


Потом «Морянка» встала между нашим теплоходом и берегом. Теплоход подтянули ближе и установили трап.

36. Морянка между Василием Чапаевым и Вятскими Полянами


Получилось примерно следующее: теплоход «Василий Чапаев», «Морянка», берег Вятских Полян.

37. туристы теплохода Василий Чапаев через буксир-толкач Морянка сходят на берег Вятских полян


Посмотрите, какой «двойной» трап соорудили.

38. двойной трап


Вот через такую теплоходо-траповую конструкцию туристы теплохода «Василий Чапаев» и смогли попасть на берег Вятки.

39. встреча речных туристов теплохода Василий Чапаев в Вятских Полянах


Теплоходы встали аккуратно. Местные лодочки у берега не сломали :)

40. теплоход Василий Чапаев в Вятских Полянах


Теплоход «Василий Чапаев» и буксир-толкач «Морянка» в Вятских Полянах.

41. Теплоход «Василий Чапаев» и буксир-толкач «Морянка» в Вятских Полянах


И отправились мы на экскурсию по Вятским Полянам :)

Река Вятка. Вид с правого берега реки от Вятских Полян.

42. Река Вятка. Вид с правого берега реки от Вятских Полян

43. Река Вятка. Вид с правого берега реки от Вятских Полян


Местный телеоператор. В заключительной части рассказа о круизе «На Вятку!» покажу, что он наснимал.

44. телеоператор в Вятских Полянах


Никольский собор. В нем часть туристов теплохода встретит великий престольный праздник Воскресения Господня и совершит Крестный ход.

45. Никольский собор


Всё, набережная закончилась. Дальше окраины Вятских Полян и коршуны с Серыми цаплями.

46. Вятские Поляны


Здесь расположен дом-музей Георгия Семеновича Шпагина — создателя пистолета-пулемета Шпагина (ППШ).

47. дом-музей Георгия Семеновича Шпагина


В начале Великой Отечественной войны, в тогда еще рабочий поселок Вятские Поляны, из подмосковного Загорска был эвакуирован и размещен на базе шпульной фабрики завод №367. Образовался Вятско-Полянский машиностроительный завод (затем к названию добавили «Молот»). В годы Великой Отечественной войны завод занимался выпуском ППШ. Конструкторское бюро завода возглавлял создатель пистолета-пулемета Георгий Семенович Шпагин.

48. дом-музей Георгия Семеновича Шпагина


Пистолет-пулемет Шпагина образца 1941 года (ППШ).

49. ППШ образца 1941 года


Это еще не все :) Немного побродили по улице Ленина.

50. Вятские Поляны улица Ленина


Такие причудливые (водосборники? дождеворонки? как их правильно называют?) я встречал в Казани и Плесе.

51. водосборники


Посетили окраину Вятских Полян и посмотрели на город и реку Вятку с высоты.

52. Посетили окраину Вятских Полян и посмотрели на город и реку Вятку с высоты


Проехали мимо городского кладбища и надвратной Церкви Онуфрия Великого.

53. Церковь Онуфрия Великого в Вятских Полянах


Побывали в Вятскополянском историческом музее. Кстати, как правильно писать? Есть Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот», но есть и Вятскополянский исторический музей.

54. Вятскополянский исторический музей


Мужик с балалайкой уж тут как тут.

55. Вятскополянский исторический музей


Купчиха (настоящая :).

56. Исторический музей в Вятских Полянах


Бюст местного силача, героя русско-японской войны 1904-1905 годов, полного кавалера Георгиевского креста, циркового атлета Василия Федоровича Бабушкина. Вес 160 кг, объем шеи 60 см. Человек необычайно сильный. Поднимал за угол железнодорожный вагон да сам впрягался в плуг и пахал землю.

57. Бюст Василия Федоровича Бабушкина


Вятско-Полянский медведь (или Вятскополянский?).

58. Вятско-Полянский медведь


Школьная форма моего времени, но ручки у нас были шариковые, да и парты не такие старинные.

59. советская школьная форма


Пример мирной продукции Вятско-Полянского машиностроительного завода. Мотороллер «Электрон» 1977 года выпуска.

60. Мотороллер «Электрон» 1977 года выпуска


А теперь посетим музей Вятско-Полянского машиностроительного завода «Молот». Начнем с мирной продукции завода.

Для дошкольников и младшего школьного возраста завод выпускал электромузыкальный инструмент-игрушку «Элегия» в виде гитары с клавиатурой.

61. электромузыкальный инструмент «Элегия»


Боковой прицеп ВМЗ 9.101 (БП-1) 1972-1976 гг. И современная модель: боковой прицеп ВМЗ 9.203 «Спутник».

62. Боковой прицеп ВМЗ 9.101 (БП-1) 1972-1976 гг. И современная модель боковой прицеп ВМЗ 9.203 «Спутник»


Мотороллер ВП-150 «Вятка». Выпускался с 1957 по 1966 год.

63. Мотороллер ВП-150 «Вятка»


Минибайк. В 2003 году была выпущена опытная партия (50 шт.). Двигатель двухтактный карбюраторный, объем 49,9 кубиков.

64. минибайк


А теперь посмотрим на основную продукцию Вятско-Полянского машиностроительного завода «Молот», собственно ради которой в 1941 году он здесь и был основан.

7,62 мм пистолет-пулемет образца 1941 года конструкции Г.С.Шпагина (ППШ).

65. 7,62 мм пистолет-пулемет образца 1941 года конструкции Г.С.Шпагина


26 мм сигнальный пистолет образца 1944 года конструкции Г.С.Шпагина (СПШ).

66. 26 мм сигнальный пистолет образца 1944 года конструкции Г.С.Шпагина (СПШ)


40 мм осветительный пистолет конструкции Г.С.Шпагина.

67. 40 мм осветительный пистолет конструкции Г.С.Шпагина


Пистолет Стечкина с глушителем (АО-44), 40 мм осветительный пистолет Шпагина, 26 мм сигнальный пистолет Шпагина, пистолет-пулемет Шпагина.

68. Пистолет Стечкина с глушителем (АО-44), 40 мм осветительный пистолет Шпагина, 26 мм сигнальный пистолет Шпагина, пистолет-пулемет Шпагина


Ружье охотничье многозарядное «Бекас» РП-16, ружье охотничье многозарядное «Бекас-16М», ружье охотничье самозарядное «Бекас-авто» ВПО-201, карабин охотничий гладкоствольный самозарядный «Вепрь-12 Молот» ВПО-205-01 (длина ствола 520 мм), карабин охотничий гладкоствольный самозарядный «Вепрь-12 Молот» ВПО-205 (длина ствола 430 мм).

69. Ружье охотничье многозарядное «Бекас» РП-16, ружье охотничье многозарядное «Бекас-16М», ружье охотничье самозарядное «Бекас-авто» ВПО-201, карабин охотничий гладкоствольный самозарядный «Вепрь-12 Молот» ВПО-205-01 (длина ствола 520 мм), карабин охотничий гладкоствольный самозарядный «Вепрь-12 Молот» ВПО-205 (длина ствола 430 мм)


Карабин охотничий самозарядный «ОП-СКС», ружье охотничье фермерское «ОФ-93», ружье охотничье многозарядное «Бекас» РП-16 с прикладом и длинным стволом, ружье охотничье многозарядное «Бекас» РП-16-1 с прикладом и коротким стволом, ружье охотничье многозарядное «Бекас» РП-16-2 с пистолетной рукоятью и коротким стволом.

70. Карабин охотничий самозарядный «ОП-СКС», ружье охотничье фермерское «ОФ-93», ружье охотничье многозарядное «Бекас» РП-16 с прикладом и длинным стволом, ружье охотничье многозарядное «Бекас» РП-16-1 с прикладом и коротким стволом, ружье охотничье многозарядное «Бекас» РП-16-2 с пистолетной рукоятью и коротким стволом


7,62 мм ручной пулемет Калашникова 6П2, 5,42 мм ручной пулемет Калашникова модернизированный РПК74М 6П39, 5,56 мм ручной пулемет Калашникова со складывающимся прикладом РПК-201, 7,62 мм ручной пулемет Калашникова модернизированный РПК-203, ручной пулемет Калашникова под патрон 7,62 РПК-204.

71. 7,62 мм ручной пулемет Калашникова 6П2, 5,42 мм ручной пулемет Калашникова модернизированный РПК74М 6П39, 5,56 мм ручной пулемет Калашникова со складывающимся прикладом РПК-201, 7,62 мм ручной пулемет Калашникова модернизированный РПК-203, ручной пулемет Калашникова под патрон 7,62 РПК-204


«Вепри».

72. Вепрь

73. Вепрь


Станок 9П56М для стрельбы управляемыми снарядами по бронированным целям в составе ПУ 9П135М-1. Выпускался с 1975 по 1990 год.

74. Станок 9П56М для стрельбы управляемыми снарядами по бронированным целям в составе ПУ 9П135М-1. Выпускался с 1975 по 1990 год


Носимый противотанковый ракетный комплекс 9К115. Выпускался с 1978 по 1991 год.

75. Носимый противотанковый ракетный комплекс 9К115


В общем, это был не музей, а какой-то арсенал :)

76. музей вятско-полянского машиностроительного завода молот


Экскурсия по Вятским Полянам была продолжительная. Мы только в 10 вечера вернулись на теплоход.

77. теплоход Василий Чапаев в Вятских Полянах


В Вятских Полянах мы останемся на всю ночь и продолжим наш круиз по Вятке только следующим утром.

78. Морянка ночью в Вятских Полянах

79. Василий Чапаев и Морянка в Вятских Полянах ночью

80. бар теплохода Василий Чапаев


Спонсоры моих постов о круизе «На Вятку!».

 доставка подарков

«Салон нужных подарков» — интернет-магазин нужных подарков. Грили и барбекю для садовых участков. Широкий выбор. Быстрая доставка.


 

netRack — аренда серверов различных конфигураций.


Читать дальше. Часть 5,5. Фотографии теплоходов.


Все части рассказа о круизе на теплоходе «Василий Чапаев» по Вятке с 1 по 12 мая 2013 года:
Часть 01. Нижний Новгород. Открытие навигации 2013 года. Начало круиза «На Вятку!».
Часть 02. Козьмодемьянск.
Часть 2,5. Котики, котики и еще раз котики.
Часть 03. Чебоксары.
Часть 04. Казань, «Казань многоконфессиональная».
Часть 05. Встреча с Вяткой, Вятские Поляны.
Часть 5,5. Фотографии теплоходов.
Часть 06. Медведок, Уржум.
Часть 07. «Вятская Швейцария», Советск, Кукарское кружево.
Часть 7,5. Артисты теплохода «Василий Чапаев».
Часть 08. Котельнич.
Часть 09. Киров, Дымковская игрушка.
Часть 10. День Победы на теплоходе, Чистополь.
Часть 10,5 А. Чем кормят на теплоходе.
Часть 10,5 Б. Единое меню «Инфофлота», Капитанский ужин.
Часть 11. Казань.
Часть 12. Завершение круиза «На Вятку!».
Круиз по Вятке. Послесловие.


Еще. Мои рассказы и отзывы о речных круизах.
Андрей, классный рассказ у тебя получился, подробный и красочный. Приятно было увидеть на твоих фотах знакомые лица:) Круизный день у тебя представлен настолько полно, что если бы я не была участником тех событий, то представила бы себя путешествующей вместе с вами. Спасибо тебе, что предоставляешь нам возможность пережить то время ещё раз.
Татьяна, спасибо! Впереди еще много интересного, включая пост о вкусном и питательном :)
Отличный рассказ! Особенно медведюга понравился:)))
Огромное Спасибо, подняли с утра настроение!
Два десятилетия назад, нефтеналивные танкеры река- море, ходили по Вятке. Было развито пассажирское сообщение и суда подобные, Василию Чапаеву, были не редкостью. А в Вятских- Полянах, был речной порт, немного правее того места, где пришвартовался, Ваш теплоход.
С началом 90- ых, всего этого не стало.
Вот потому, и замер мужик на 19 фото, увидев такое))
Один момент. До 1982 года на Вятке работали 6 пассажирских теплоходов проекта 331 (длина 49,3 м, ширина 8,28 м, осадка 0,75 м), что намного меньше габаритов теплоходов 305 проекта (длина 78 м, ширина 15,2 м, осадка 1,6 м). 305-е не ходили по Вятке. Исключение составляет 1 заход. В 2011 году теплоход "Василий Чапаев" дошел от устья Вятки до Вятских Полян, развернулся и ушел обратно в Каму.
Хождение по Вятке танкеров "река-море" представляется мне сомнительным.
А вчера, недалеко от того места, где стоит, понравившийся Вам дом, со стеклянной стеной, проводился Байкерский фестиваль. Вон, какие красотки приезжали))IMG_3909


Edited at 2013-08-11 09:21 am (UTC)
Re:
Вот разовьют судоходство по Вятке, начнут теплоходы по ночам ходить. Придется им тогда стену закрашивать :)
Жалюзи, спасут ситуацию)
Японцы, лет 20 назад, предлагали русло очистить, забрав за это, со дна моренную древесину. Им отказали. В результате, река фактически не судоходная, лес сгнил.
Все, как всегда.
Чапаев года 2 назад заходил с Волги, по Суре, к Ядрину (Чувашия). Было интересно!
Рассказ понравился. Здорово.
Да, было такое дело.
В 2007 году "Василий Чапаев" зашел в Суру и поднялся на 10 км от устья.
В 2009 году "Чапаев" дошел до "Сурских зорь".
Да и в 2011 году теплоход побывал на Суре.
Очень интересный пост. Спасибо. Приятно ,что автор владеет профессиональной терминологией. Читаешь у некоторых про "генератор, который собирает электричество" или "не знаю , что это,но много красивых трубочек" - зла не хватает:-) . Автор -молодец.
фантастический репортаж!
с чапаевым расходился под парусом возле Самары ..
Спасибо :)
Что-то не припомню забравшегося так далеко "Чапаева". Когда это примерно было?
2011 - это год, когда на "Чапаеве" появились узоры. Так получилось, что в 2011 году я открывал навигацию именно на "Чапаеве" :) Правда совсем коротким рейсом: ППК - Нижний Новгород - Городец - Нижний Новгород.
видел без узоров - это точно.
значит раньше 2011 ..